Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения.
Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера - его основной отличительной чертой. Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке - крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.
Вещи в стиле китч входят в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются и вызывают тоску, а новая эстетика еще не сформировалась. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. И поэтому мода на вещи в таком стиле достаточно кратковременна.
Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий нигилизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч, как стиль, присутствует постоянно.
Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае - это стремление эпатировать, таким образом, проявив свою неординарность. Китч от богатства рождается еще и как реакция архитекторов на необходимость следовать вкусам некоторых заказчиков, имеющих специфическое представление о стиле и красоте. Когда все попытки профессионала-дизайнера убедить такого заказчика в, скажем, рискованности воплощения в жизнь его пожеланий разбиваются о твердую уверенность того в своей правоте и собственном исключительном вкусе.
Вообще, как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии "украшающих" такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную "рыцарскую" гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.
Помимо китча, возникающего как подделка под "благородство" на полном серьезе, есть китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.
Известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродливыми (но достаточно смешными) гномиками, выполненными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны и назвал этот светильник "Шрамы роскоши". Этот остроумный предмет - добрая ирония старого мэтра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство. Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием панков. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго.
В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства. Эстетика так называемого "народного дизайна" основывалась на том, что каждый человек обладает определенным творческим потенциалом и самобытным чувством красоты.
В этих журналах, например, можно прочитать совет: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц. А как вам совет по преобразованию надоевшей мебели? Для этого надо, оказывается, только содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно было также для превращения вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой.
В нашей стране тоже есть дизайнеры - приверженцы такого стиля. Недавно в известной телевизионной передаче решили обновить старый бабушкин торшер с помощью прикрепленных к плафону бигуди, а полированный сервант тоже "модернизировали", нарисовав местами довольно яркие веселенькие полоски.
Итак, китч, как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем.